№10 (31359) 3—6 февраля 2023 года
Автор: Александр ФЕДОРОВИЧ, главный юрисконсульт Юридической службы ЦК КПРФ.
Право россиян на публичную защиту своих законных прав и интересов закреплено в статье 31 Конституции РФ, гласящей, что «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования».
С целью реализации прав граждан России на проведение публичных мероприятий с учётом прав и законных интересов других лиц издан Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях или пикетированиях» (далее — Закон 54-ФЗ).
Порядок проведения публичных мероприятий регламентируется также законами субъектов РФ и принятыми во их исполнение иными нормативными правовыми актами. Они могут уточнять с учётом местной специфики положения Закона 54-ФЗ, но не должны ему противоречить.
Важную роль в уяснении норм Закона 54-ФЗ играют соответствующие постановления и определения Конституционного суда РФ и постановления пленумов Верховного суда РФ.
Это та нормативная правовая база, которой следует руководствоваться в работе по организации и проведению публичных мероприятий. В идеале члены КПРФ, организующие публичные мероприятия и участвующие в них, должны знать эти нормы права не хуже чиновников и полицейских, а желательно — лучше.
Закон 54-ФЗ, провозглашая уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, фактически превращает этот порядок в разрешительный. Без получения от соответствующего органа публичной власти согласования публичное мероприятие будет считаться незаконным.
Зачастую для его проведения активистам КПРФ приходится прилагать значительные усилия, чтобы добиться от властей согласования. Нередко его удаётся получить только после признания судом незаконности отказа или предложения об изменении времени и/или места проведения публичного мероприятия со стороны местных администраций.
Но, выиграв дело в суде и проведя публичное мероприятие, многие активисты КПРФ справедливо ощущают определённую неудовлетворённость от полученного результата, поскольку должностные лица, нарушавшие закон, остаются безнаказанными.
В 2022 году некоторые организации КПРФ и их руководители пошли дальше и добились привлечения должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьёй 5.38 КоАП РФ за воспрепятствование организации или проведению публичных мероприятий.
Так, первый секретарь Западнодвинского местного отделения КПРФ (Тверская область) Сергей Алексеев добился через Западнодвинский суд признания незаконными ответов администрации Западнодвинского муниципального округа о несогласовании митингов 23 февраля и 11 декабря 2021 года. Проведя эти митинги, он направил начальнику межмуниципального отдела МВД России «Западнодвинский» (далее — отдел МВД) заявление с требованием о привлечении О.А. Голубевой, временно исполняющей полномочия (далее — ВРИП) главы Западнодвинского района Тверской области, к административной ответственности, предусмотренной статьёй 5.38 КоАП РФ. Причиной стало то, что суд дважды своими решениями от 20 февраля и 8 декабря 2021 года признавал незаконными ответы администрации, которые подписывала Голубева, о несогласовании упомянутых митингов.
В заявлении в отдел МВД Алексеев, в частности, указал, что 2 декабря 2021 года письмом О.А. Голубевой ранее выданное согласование о проведении митинга 11 декабря в городе Западная Двина, на улице Школьной, на территории городского парка было отозвано. Чиновница сослалась на то, что с 30 ноября наступили благоприятные погодные условия, позволяющие проводить ежегодные работы по заливке ледового катка на территории городского парка, в связи с чем с 3 декабря будут проводиться ежедневные работы, что не позволяет проведение на указанной территории любых массовых мероприятий.
В заявлении Алексеев отметил: Западнодвинский суд указал на разъяснения, приведённые в пункте 10 постановления пленума Верховного суда РФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях». В соответствии с ними недопустимо доведение до сведения организатора публичного мероприятия предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях по истечении трёх дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия. (А при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — по истечении дня его получения) (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона 54-ФЗ).
Также Западнодвинским судом было отмечено, что не допускается по смыслу статьи 12 Закона 54-ФЗ и изменение органом публичной власти согласованных ранее места, времени и условий проведения публичного мероприятия (пункт 18 вышеуказанного постановления пленума Верховного суда РФ).
Суд пришёл к выводу, что так как ранее администрацией было согласовано проведение публичного мероприятия, то она была не вправе отозвать своё согласование.
В итоге решением Западнодвинского суда от 8 декабря 2021 года ответ ВРИП главы Западнодвинского района О.А. Голубевой признан незаконным.
Также в заявлении в отдел МВД Алексеев отметил, что со стороны О.А. Голубевой это был не первый отказ в проведении публичного мероприятия, признанный в последующем неправомерным Западнодвинским судом. Этим же судом 20 февраля 2021 года были удовлетворены исковые требования Алексеева к администрации о признании незаконным отказа в согласовании митинга 23 февраля 2021 года.
В результате отдел МВД направил в Западнодвинский суд административное исковое заявление о привлечении О.А. Голубевой к административной ответственности по статье 5.38 КоАП РФ, и суд 27 мая 2022 года постановил привлечь О.А. Голубеву к административной ответственности по этой статье с наложением на неё административного штрафа в размере 30000 рублей. На постановление суда ею была подана апелляционная жалоба, оставленная Тверским областным судом без удовлетворения.
7 ноября 2021 года сахалинские коммунисты провели возложение цветов к памятнику В.И. Ленина в Южно-Сахалинске с двумя краткими выступлениями первого секретаря обкома КПРФ Павла Ашихмина и депутата Сахалинской областной думы от КПРФ Светланы Ивановой. Ранее секретарь Южно-Сахалинского горкома КПРФ Андрей Слостин подавал заявку на проведение митинга в этот день и в этом месте, на что администрация города Южно-Сахалинска ответила отказом.
Полицией, а затем и судом это возложение цветов было трактовано как несанкционированный митинг, в результате чего восемь коммунистов были привлечены к административной ответственности по статье 20.2 КоАП РФ.
Секретарь Южно-Сахалинского горкома КПРФ Андрей Слостин направил в прокуратуру города Южно-Сахалинска заявление о незаконности отказа администрации, подписанного директором департамента внутренней политики Д.Ф. Хайбриевым, в согласовании митинга 7 ноября 2021 года и о привлечении к административной ответственности по статье 5.38 КоАП РФ.
4 апреля 2022 года заместителем прокурора города Южно-Сахалинска было вынесено постановление о возбуждении в отношении Д.Ф. Хайбриева, который к тому времени пошёл на повышение, став вице-мэром города Южно-Сахалинска, дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 5.38 КоАП РФ. Оно было направлено для рассмотрения в Южно-Сахалинский городской суд.
31 мая 2022 года дело № 5-1438/2022 было рассмотрено судом с участием Хайбриева и первого секретаря обкома КПРФ Павла Ашихмина, представлявшего интересы Слостина.
Суд установил, что 25 октября 2021 года Слостин как организатор публичного мероприятия подал в администрацию уведомление о проведении 7 ноября 2021 года митинга на площади у памятника В.И. Ленину. На него 27 октября Хайбриевым ему дан ответ о невозможности проведения публичного мероприятия со ссылкой на указ губернатора Сахалинской области от 18 марта 2020 года № 16 «О введении в Сахалинской области режима повышенной готовности для органов управления, сил и средств Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-пСо\У) на территории Сахалинской области».
Пунктом 2 названного указа (в редакции от 23 августа 2021 года) установлен запрет на проведение массовых мероприятий на открытых площадках на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» с числом участников более 50 человек.
Между тем, поскольку в уведомлении о проведении публичного мероприятия его организатор указал, что предполагаемое количество участников митинга составит менее 50 человек, у Хайбриева не имелось законных оснований для принятия решения о невозможности его проведения.
В результате суд суд пришёл к выводу, что Хайбриев как должностное лицо воспрепятствовал проведению митинга в соответствии с требованиями Федерального закона 54-ФЗ.
Южно-Сахалинский городской суд своим постановлением от 31 мая 2022 года удовлетворил административное исковое заявление прокурора г. Южно-Сахалинска, признал незаконным отказ Д.Ф. Хайбриева согласовать митинг и привлёк его к административной ответственности по статье 5.38 КоАП РФ с наложением на него административного штрафа в размере 30000 рублей. Д.Ф. Хайбриев не стал обжаловать постановление суда, и оно вступило в законную силу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при наличии упорства и некоторых юридических познаний возможно добиваться законным образом проведения публичных мероприятий и даже привлечения к административной ответственности должностных лиц, этому препятствующих.